Фрэнк Ллойд Райт: Выразительность может быть большой в малом или малой в большом

Фрэнк Ллойд Райт: Выразительность может быть большой в малом или малой в большом

О домашнем обучении, органической архитектуре и градостроительной концепции 

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) – легендарная личность архитектурного мира. Американец в своих проектах развивал принцип органичной архитектуры и сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства. На этих идеях был основан прием свободного плана, используемый в различных стилях современной архитектуры.

Домашнее обучение, инженерный факультет, работа с Луисом Салливеном

Родился наш герой 8 июня 1867 года в городке Ричленд-Сентер (штат Висконсин, США). Его отец был церковным деятелем и учителем музыки, мать – учительницей. Мальчик обучался на дому. Мама хотела, чтобы Фрэнк стал архитектором, поэтому обеспечивала его тематическими играми, конструкторами, альбомами. В 1885-м родители развелись, и Райту-младшему пришлось взять на себя заботу о матери и двух сестрах.  Он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета, но учебное заведение так и не  окончил. Во время учебы начал подрабатывать  у местного инженера-строителя.

В 1887-м переехал в Чикаго и начал работать у Джозефа Лаймана Силсби. Через год устроился в бюро «Адлер и Салливен», которое возглавлял идеолог «чикагской школы» Луис Салливен. Именно Салливен сыграл важную роль в профессиональном становлении нашего героя. С 1890 года Райту поручали все проекты по строительству жилой недвижимости. Через три года архитектор ушел из компании – Салливен  узнал, что Райт занимается личными проектами. В 1893 году основал собственное бюро в чикагском пригороде Оук-Парк.

Фрэнк Ллойд Райт официально был женат три раза. У него было 7 детей:  3 сына и 4 дочери. Двое сыновей (Джон Ллойд Райт, Фрэнк Ллойд Райт-младший) также стали архитекторами, а его внучка   Энн Бакстер выбрала путь актрисы и была удостоена премии «Оскар».

Уникальный стиль

Проекты американца основаны на принципах органической архитектуры. Базу этого течения разработал Луис Салливен. Главное для такой архитектуры – здания, выполненные из естественных материалов и гармонично вписанные в ландшафт. Райт был сторонником идеи непрерывности пространства. Он был уверен, что форма строения  должна вытекать из его назначения и уникальных условий местности.  

Для американца архитектура ассоциировалась с практикой. В книге «Будущее архитектуры» он советовал молодым специалистам во время учебы обращать внимание только на инженерное дело.

«Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительности в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом», – отметил Фрэнк Ллойд Райт.

«Дома прерий»

Архитектор стал известен как автор «домов прерий». Эти здания наш герой спроектировал в промежутке между 1900 и 1917 годами. Для построек характерны открытый план, вынесенные за пределы дома скаты крыши, горизонтальные линии в композиции, террасы, членения фасада каркасами, отделка необработанными материалами. Многие из домов – крестообразные, а объединяющим центром планировки стал очаг-камин.

Американец уделял внимание и интерьерам. Он сам проектировал мебель и следил за тем, чтобы все элементы оформления гармонично сочетались. Вдохновением для зданий послужили традиции японского зодчества. «Дома прерий» построены в Иллинойсе, Буффало, Чикаго, а самыми известными из них являются дом Уиллитса, Мартина, Роби.

10-е года ХХ века

Этот период оказался очень продуктивным. Американец создал около сотни проектов. Хотя творчество архитектора не находило понимания в США, в Европе Фрэнк Ллойд Райт произвел фурор. Его работам посвящали выставки. Так, одна из них состоялась в 1910-м в Берлине.

20-е годы ХХ века

Второе десятилетие ХХ столетия было не настолько успешным. Райт работал над проектом отеля «Империал» в Японии и создал здание, которое пережило не одно землетрясение. Во второй половине 20-х годов наступил творческий кризис. В одиноких проектах начали проявляться эклектичные тенденции, например, геометрические узоры коренных народов Америки.

30-50-е годы ХХ века

В это время в США началась мода на эклектичную архитектуру, и возник интерес к творчеству Райта. Самыми запоминающимися проектами архитектора этого периода стали особняк в Пенсильвании-Вудс и офис в Расине. Первое здание еще называют «домом над водопадом», поскольку здание продолжает ландшафт скалы с ручьем. Вторая постройка – гротескная. Она состоит из нескольких колонн-грибов, формирующих навесы. Эти навесы защищают от осадков и ветра.

Последующие годы Фрэнк стал любимцем американской прессы. Он создает дома умеренной стоимости с каркасной конструкцией (U.S.O.N.A.), ориентированные на средний класс. Эти здания продолжали идею «домов прерий». «Юсоновские» дома – основа градостроительной концепции американца «Города широких горизонтов». Архитектор планировал деурбанизировать город, расселить часть населения в пригороды. Эта концепция повлияла на сегодняшнюю застройку американского пригорода. 

Он создает такие масштабные проекты, как  музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, Башня Прайса, здания в Багдаде и городах США. Архитектор написал  более 20 книг и статей.

Умер Фрэнк Ллойд Райт 9 апреля 1959-го года в Аризоне.